Новости
Виходь на вищий рівень!
6.05.2025
Виходь на вищий рівень!

Виходь на вищий рівень!

Вигравай ігровий ноутбук за доставку
Відновлення повноцінної роботи
18.04.2022
Відновлення повноцінної роботи

Відновлення повноцінної роботи 

Обзор FAW x80 в Украине: характеристики, комплектация, цены и проблемы
17.02.2022
Обзор FAW x80 в Украине: характеристики, комплектация, цены и проблемы

Среднеразмерные кроссоверы пользуются стабильным спросом в нашей стране. Сравнительно недавно в этом сегменте появился новый игрок, сразу вызвавший интерес у широкого круга...

Все новости →
← Назад Главная / Новости / Регулировка зазоров клапанов на двигателе: этапы проведения работ
19.11.2021

Зачем регулировать клапана двигателя?

Производители каждого транспортного средства всегда выпускают инструкцию, где есть указания на предмет того, как должен эксплуатироваться автомобиль, как его нужно обслуживать и так далее. Указываются также и первоначальные параметры регулировки основных механизмов. Владельцы машин с моторами, где нет гидрокомпенсаторов, обязаны пройти через процедуру регулировки клапанов. Если в силовом агрегате настройка зазоров клапанов выполнена не будет, то это скажется на работоспособности двигателя в целом. Тут стоит ожидать или увеличенного расхода топлива, или резкого снижения тяги, или увеличения шума при работе. Специалисты при подобных признаках чаще всего говорят о необходимости регулировки клапанов, причем, в срочном порядке.

Конструкция и роль клапанов

структура клапана мотора

Для того, чтобы регулировка зазора клапанов была выполнена грамотно, нужно привлечь специалиста, который разбирается в конструктивных особенностях данного узла. Основной ролью клапанов выступает открытие и закрытие потока горючей смеси, попадающей в цилиндры двигателя, а также выпуск уже отработанной газовой смеси.

Для примера можно рассмотреть стандартные четырехтактные двигатели, где точно будет минимум по одному впускному и выпускному клапану на каждый цилиндр. Проектировщики намеренно делают диаметр впускного клапана несколько увеличенным, в сравнении с выпускным клапаном, так как это требуется для правильного наполнения цилиндра горючей смесью.

Про конструктивные особенности клапанов можно сказать следующее:

  • для изготовления седла клапанов используется сталь или чугун, после чего происходит их прессование в головку блока цилиндров;
  • для таких целей подходят только отдельные сплавы, способные переносить экстремальные термические и механические нагрузки;
  • иногда ситуация требует создания полых изделий, где внутри будет находиться натрий. Это нужно для более равномерного охлаждения детали.

Открытие клапана выполняется при помощи нажатия на стержень, а за закрытие и удержание в этом состоянии отвечают специальные пружины, обязаны иметь достаточную степень жесткости. Для уменьшения потерь на трение, в верхнеклапанных ГРМ производители применяют ролики. Найти их можно в толкателях привода, а также в рычагах.

Как понять, что надо регулировать клапана

Для понимания того, что уже пора отрегулировать клапана, необходимо научиться отличать между собой основные признаки отклонения теплового зазора. У каждой из перечисленных проблем есть свои характерные признаки, но их необязательно дожидаться. Правильная величина зазора составляет от 0,1 до 0,4 мм, и нужно регулярно посещать СТО в рамках планового технического обслуживания, чтобы соблюдать данный промежуток.

Вот только тут нужно смотреть на каждую модель автомобиля в отдельности – на ее пробег, особенности модели. Для новых автомобилей с бензиновым мотором регулировка зазоров клапанов делается раз в 50-80 тысяч километров. Но сроки уменьшаются, если речь идет о машинах с газобаллонным оборудованием, так как тепловая нагрузка на мотор тут увеличивается. У старых машин с большим пробегом время от времени могут появляться стуки во время работы мотора – это верный сигнал об отклонении величины теплового зазора.

Признаки и последствия увеличенного зазора

В подобной ситуации водитель может услышать неприятное цоканье мотора, которое проходит только после прогрева. Шум создается из-за невозможности кулака распредвала продавить рокер клапанного стержня, соответственно, создается хорошо слышимый стук. Последствия увеличенного зазора таковы:

  1. Функционирование мотора с заметным шумом.
  2. Расклепывание торца, и как следствие, еще большее увеличение зазора.
  3. Заметное снижение срока службы клапанов.

Признаки, что зазор клапанов уменьшен

Как и в предыдущем случае, скоростные характеристики машины будут сильно урезаны. Выпускные края начнут сильно перегреваться, что может привести и к оплавлению краев. Если регулировка клапанов на двигателе не будет выполнена вовремя, то автовладелец может ожидать таких последствий, как:

  1. Нарушение теплоотдачи из-за отсутствия контакта седел.
  2. Выброс топливовоздушной смеси, и как следствие, уменьшение компрессии.
  3. Увеличение нагрузки на ремни ГРМ.

Регулировка клапанов

регулировка клапанов

Если автовладелец заинтересован в том, чтобы силовой агрегат работал одинаково стабильно как на низких, так и на высоких оборотах, то ему нужно не пропустить момент регулировки клапанов, тем более, что данные работы вполне можно сделать и самому. Но для этого желательны хотя базовые знания внутренностей авто, также нужно иметь специальные инструменты.

Список необходимого инструмента

В процессе работы придется использовать некоторые инструменты, которые наверняка есть у каждого автовладельца. Это комплект гаечных ключей, набор отверток, комплект регулировочных шайб, пинцет, щуп для измерения. Также есть вариант использования специальной рейки с индикатором, и этот способ считается несколько более точным.

Подготовка к регулировке зазоров клапанов

Работы должны выполняться только тогда, когда мотор не остынет до температуры в 20-25 градусов. Машину нужно завести на ровную площадку, затянуть тормоз, а также подложить под колеса упора. Чтобы все было хорошо видно, нужно предусмотреть качественное освещение, удалить всю пыль и грязь на подкапотном пространстве. Точный порядок действий обычно прописывается в инструкции к используемому автомобилю.

Регулировка с применением щупа

  1. Для начала последовательно демонтируется корпус воздушного фильтра, снимаются все трубки и тросики от клапанной крышки.
  2. Дальше можно снять эту крышку вместе с передним кожухом ремня ГРМ.
  3. Определяется первый поршень цилиндра для регулировки, после чего его нужно перевести в положение, когда все клапаны являются закрытыми.
  4. Шкив вала двигателя нужно прокручивать до момента, пока метка углубления не совпадет с риской на нижней крышке БЦ. Совпасть также должна и метка углубления звездочки вала ГРМ с меткой корпуса.
  5. Дальше регулировочный метиз удерживается рожковым ключом, и в это время ослабляется контргайка.
  6. При нужных параметрах зазора, регулировочный щуп будет проходить с минимальным трением.

Регулировка с индикатором и рейкой

  1. Процедура аналогична, как и в предыдущем случае, но до этапа номер 3.
  2. Далее рейка фиксируется на головке блока цилиндров распредвала.
  3. Сначала фиксируются крайние метизы, и только потом нужно крутить средний болт.
  4. После этого индикатор закрепляется на рейке, а лапка прибора ставится на край кулачка клапана. С помощью захвата, кулачок тянется вверх, пока стрелка на индикаторе не пройдет 52 деления.

В заключение

проверка клапанов для настройки

Важно научиться делать данный процесс правильно, так как некорректная регулировка клапанов двигателя приведет к выходу из строя ключевых деталей ГРМ. Впоследствии, ремонт автомобиля может обойтись очень дорого.