Новости
Антифриз или тосол - что лучше и в чем различие
6.01.2021
Антифриз или тосол - что лучше и в чем различие

Качественная охлаждающая жидкость ‒ один главных критериев надежности и долговечности автомобиля. В новых машинах это ‒ антифриз. В то же время, есть много поклонников Тосола ‒...

Классификация моторных масел по вязкости (SAE)
5.01.2021
Классификация моторных масел по вязкости (SAE)

Полное описание информации по классификации SAE для моторных масел. Практическое руководство, которое поможет вам правильно обслуживать ваш автомобиль.

Как проверить генератор автомобиля:диагностика и ремонт генератора своими руками
24.09.2020
Как проверить генератор автомобиля:диагностика и ремонт генератора своими руками

Генератор автомобиля: как он устроен, как работает и почему выходит из строя. Мы поможем вам разобраться, чтобы избегать негативных ситуаций и поломок вашего автомобиля.

Все новости →
← Назад Главная / Новости / Классификация моторных масел по вязкости (SAE)
5.01.2021

Классификация моторных масел

Моторные масла — важнейшие горючесмазочные материалы, оказывающее благоприятное воздействие на работу ДВС любой модификации. Основные функции — смазывание поверхностей механизмов силового агрегата, трущихся деталей и узлов и защита от коррозии и продуктов внутреннего сгорания. Правильно подобранное масло является залогом долгой эксплуатации автомашины любого производителя. Существует несколько основных критерии классификации масел: параметры вязкости, тип двигателя, рабочая температура, сезонность. На основе данных признаков был созданы все применяемые Госты и классификации автомасел: АРI, ACEA, SAE.

Общая информация по классификации SAE

Данная стандартизация моторных масел SAE(общество автомобильных инженеров США) была разработана с учетом вязкостно-температурных свойств. Назначение — определение температурного показателя, обеспечивающего безопасный пуск и эксплуатацию мотора автомашины. По данной нормативной документации масла разделяются на несколько категории — лето и зима. Первая категория поставляется без специальной маркировки, а вторая обозначается литерой «W» (winter).

При испытаниях классов горюче-смазочных материалов по SAE определяются:

  • показатели кинетической вязкости при температурном режиме 100 °С ( методика ASTM D 445);
  • параметры стойкости к сдвиговой деформации при воздействии высокой температуры, т. е определение показателя HTHS ( методика ASTM D 468з), используется для определения пригодности марки масла для эксплуатации при экстремальном повышении температур;
  • необходимая динамическая вязкость масла, предназначенная для бесперебойной работы коленчатого вала (методика CCS);
  • значение динамической вязкости, которая обеспечивает прокачивание смазочного материала системам автомашины, согласно регламенту теста MRV.

По документации системы SAE определяется одиннадцать классов : 0. 5, 10, 15, 20, 25 , 20, — зима и 30, 40, 50 и 60 — лето. Продукция от 60 относится к трансмиссионному типу моторных масел и не подлежит применению в ДВС.

В стандартном обозначении продукции по данной классификации используется цифра (показатель низкой температуры, при которой масло обеспечивает безопасную эксплуатацию мотора), латинская буква (сезон), цифра (показатель высокой температуры, при которой масло обеспечивает безопасное использование двигателя).

Характеристики классов:

  • 0W — кинетическая вязкость 3.8мм2/при 100 °С, эксплуатация до -35 градусов Цельсия;
  • 5W — кинетическая вязкость 3.8мм2/при 100 °С, эксплуатация до-30;
  • 10W— кинетическая вязкость 4.1мм2/при 100 °С, до -25;
  • 15W— кинетическая вязкость 5.6мм2/при 100 °С, до -20;
  • 20W— кинетическая вязкость 5.6мм2/при 100 °С, -15 градусов Цельсия;
  • 25W— кинетическая вязкость 9/3мм2/при 100 °С, -10 градусов Цельсия.

Таблица применяемости моторных масел согласно SAE

Климатические условия (температура)

Класс

не ниже 0о С.

0W-20, 0W-30,

5W-20, 5W-30,

10W-30, 10W-40,

20W-50

не опускается ниже 18о С.

0W-20, 0W-30,

5W-20, 5W-30,

10W-30, 10W-40

опускается ниже 18о С.

0W-20, 0W-30,

5W-20, 5W-30,

10W-30

Преимущества классификации моторных масел по SAE

Классификация двигательных масел по SAE обладает следующими отличительными чертами:

  • возможность максимально точно подобрать смазочный материал по сезону;
  • точность и надежность применяемых испытаний и стандартов;
  • широкий диапазон продукции;
  • использование технической документации всеми известными производителями автомасел;
  • соответствие всем требованиям по основным свойствам автомасел;
  • простота и удобство маркировки.

Важно, для точного определения параметров эксплуатации по Цельсию по данной международной классификации необходимо от первого числа в маркировке отнять последнее. Например, масло с шифром 20W-50 , подлежит использованию при -30 градусов.

Какое масло заливать летом, а какое зимой?

Все производители ДВС дают рекомендацию о подборе смазочного материала в зависимости от конструктивных особенностей двигателей (инструкция по эксплуатации).

При подборе смазочного материала в зависимости от времени года необходимо использовать разрешенные для вашего автомобиля. Также важно учитывать любые значительные отклонения от параметров t, указанных в характеристиках и износ двигателя.

В зимний период подлежат использованию маловязкие жидкости по типу 0w30, 0w40,0w20 и т.д, обеспечивающие быстрый запуск и легкость проворачивания коленвалов.

В летний период подлежат использованию горяче-смазочные материалы с более высокой степени SAE 20 - SAE 60.

Данные смазочные материалы с четким делением по признаку сезонности не пользуются особым спросом у потребителей. Всесезонные варианты масел можно подобрать под определенные климатические характеристики и в соответствии с рекомендациями производителей.

Пример всесезонного варианта — 5W-30 (эксплуатация при -25° до +20°C)

К чему может привести неправильный подбор класса вязкости SAE?

Неправильный подбор приводит:

  • к быстрому износу частей и узлов агрегата за счет образования неоднородной смазочной пленки, обеспечивающей контакт металл к металлу и больших динамических нагрузок;
  • к недостаточному масляному давлению;
  • к повышению потребления топлива.

Вывод: использование класса вязкости, рекомендованное производителем, минимизирует риск любых проблем, связанных с эксплуатацией.