Новости
Відновлення повноцінної роботи
18.04.2022
Відновлення повноцінної роботи

Відновлення повноцінної роботи 

Обзор FAW x80 в Украине: характеристики, комплектация, цены и проблемы
17.02.2022
Обзор FAW x80 в Украине: характеристики, комплектация, цены и проблемы

Среднеразмерные кроссоверы пользуются стабильным спросом в нашей стране. Сравнительно недавно в этом сегменте появился новый игрок, сразу вызвавший интерес у широкого круга...

Китайские грузовики техобслуживание: методы и особенности диагностики
25.01.2022
Китайские грузовики техобслуживание: методы и особенности диагностики

За последние годы на магистралях страны, на строительных площадках заметно возросло количество автотранспорта, поступающего из Китая.

Все новости →
← Назад Главная / Новости / Как проверить генератор автомобиля:диагностика и ремонт генератора своими руками
24.09.2020

Не работает генератор? Поиск и устранение неисправностей

Что такое генератор

Это устройство, производящее электрический ток посредством генерирования механической энергии вращением магнитного поля вокруг статора.

Автогенераторы ‒ самовозбужамые электромашины без наличия постоянных магнитов.

При поворачивании водителем ключа в замке зажигания, ведущая шестерня статора прокручивает силовой агрегат через зацепление с маховиком коленвала. Одновременно, подается напряжение с АКБ на системы, необходимые для запуска: зажигание, подача топлива, БУ автомобиля.

Источник электроэнергии для обеспечения запуска ‒ аккумулятор, теряющий значительную часть емкости при старте двигателя. Генератор, вращающийся через ременной привод от коленвала мотора, вырабатывает ток и снабжает им все системы автомобиля, подзаряжает аккумуляторную батарею.

Устройство автомобильного генератора

устройство генератора

Генераторы современных легковых автомобилей состоят из таких основных элементов:

  • Шкив в сборе с обгонной муфтой: предназначен для передачи вращения коленвала мотора на ротор генератора посредством поликлинового ремня.
  • Корпус с двумя крышками:
    • передняя (где шкив);
    • задняя, с находящимися на ней:
      • диодным модулем;
      • щетками;
      • разъёмом и выводами для электропроводов;
      • регулятором напряжения.
    • Ротор с:
      • обмоткой возбуждения;
      • токосъемными кольцами;
      • крыльчаткой для охлаждения.
    • Статор с 3-хфазной обмоткой: производит ток.

Для обеспечения нормального натяжения ремня предусмотрен ролик генератора, ‒ с его помощью регулируется натяжка.

Как проверить генератор, не снимая с машины

проверка генератора в машине

Существует несколько действенных способов проверки функциональности генератора. Воспользовавшись ними, можно определить техническое состояние устройства.

Проверка мультиметром

Простой и надежный метод, позволяющий проверить напряжение на выходе из генератора:

  • снять крышку АКБ;
  • проверить мультиметром напряжение батареи на неработающем автомобиле, простоявшем не менее 12 часов: норма ‒ 12,4 ‒ 12,8 V;
  • завести мотор;
  • на холостом ходу проверить напряжение: норма ‒ 13,7 ‒ 14,5 V;
  • прогреть автомобиль до рабочей температуры;
  • на холостых оборотах включить все токопотребляюшие устройства: фары, магнитолу, климатотехнику, «аварийку», подогрев сидений, салонное и багажное освещение;
  • произвести замер напряжения: норма ‒ 13 ‒ 13,7 V.

Если результаты измерений находятся в указанных пределах ‒ генератор в исправном состоянии.

Проверка "по-дедовски" (Не для авто с "мозгами")

На старых автомобилях, не оборудованных бортовыми компьютерами («мозгами»), функциональность генератора проверяется так: завести ДВС, отсоединить плюсовую клемму батареи. Если двигатель продолжает работать, то генератор исправен. Если остановился ‒ «альтернатор» не производит необходимое количество тока, и нуждается в обслуживании.

Важно! «Дедовский» метод НЕЛЬЗЯ использовать в машинах «с мозгами»: чревато выходом из строя ЭБУ!

Неисправности генератора: основные признаки

Основные причины поломок генератора автомобиля

Загорание лампочки «Разряд аккумулятора» на панели приборов.

Сигнал демонстрирует, что генератор не обеспечивает электроэнергией потребителей, ему «помогает» разряжающаяся АКБ. Основные причины:

  • перегорел предохранитель;
  • слабый контакт на клеммах/разъемах аккумулятора/генератора;
  • поломка замка зажигания;
  • повреждение электропроводки;
  • обрыв/провисание ремня;
  • выработка подшипников;
  • поломка обгонной муфты генератора;
  • неисправность электрических элементов «динамо-машины».

Рекомендация: остановитьавтомобиль, произвести осмотр для выявления причины светового сигнала.

Выкипание аккумулятора приводит к его преждевременному «старению» и потере емкости. Причиной выкипания электролита является чрезмерное (>15V) напряжение тока зарядки. Виновник неисправности ‒ регулятор напряжения. Устранение поломки ‒ замена регулятора.

Посторонние шумы являются признаком неисправности генератора. Это может быть: свист от проскальзывания ремня, громыхание/визг подшипников, натяжного ролика, пищание обмотки, гул от пробоя диодного моста.

Совет: при обнаружении посторонних шумов ‒ незамедлительно заменить источник неисправности (если провис ремень ‒ отрегулировать).

Неисправности генератора и способы устранения [таблица]

Можно ли произвести ремонт генератора своими руками? Устранение некоторых неисправностей не требуют наличия специальных знаний и инструмента. Они производятся без снятия устройства с машины, и могут быть выполнены автовладельцем.

Неисправности, требующие снятия генератора и последующей разборки лучше доверить специалистам.

ВАЖНО! Перед началом работ с любыми элементами электрооборудования отсоединить клемму «массы» АКБ.

Причина неполадки

Решение

Износ щеток

замена

Выход из строя регулятора напряжения

замена

Износ токосъёмных колец

замена

Неисправность подшипников

замена

Обрыв обмоток статора

ремонт

Обрыв обмоток якоря

ремонт

Замыкание обмоток статора

ремонт

Замыкание обмоток якоря

ремонт

Замыкание обмоток на корпус

ремонт

Обгонная муфта

замена

Диодный мост

ремонт

Проскальзывание ремня

замена

Щетки

Графитовые щетки нуждаются в замене, если длина стержня менее 4,5 мм. Уменьшение этого размера приводит к недостаточной передаче тока потребителям и аккумулятору, нестабильной работе машины.

В большинстве автомобилей щетки снимаются без демонтажа генератора.

Генераторы разных производителей имеют конструктивные отличия. Примерная последовательность действий:

  • отсоединить электропровода от устройства;
  • демонтировать крышку диодного модуля;
  • снять щеточный блок с регулятором напряжения;
  • выпаять провода и снять щетки;
  • вставить новые и запаять провода;
  • проверить легкость перемещения элемента;
  • собрать все в обратной последовательности.

ВАЖНО! Затяжку силового провода проводить с усилием, указанным производителем.

Совет: перед присоединением клемм и контактов, ‒ обработать «Контакт клиннером».

Регулятор напряжения

Поддерживает параметры сети в заданных параметрах (13 ‒ 14.5 V). При несоблюдении этих показателей требуется немедленная замена детали.

Снятие и установка регулятора напряжения производится по схеме снятия щеточного узла.

Токосъёмные кольца

При износе колец ухудшается передача энергии потребителям. Замена кольцевого коллектора производится на снятом генераторе, требует знаний, опыта и специального инструмента.

Схематически процедура выглядит так:

  • ослабить ремень;
  • отсоединить провода;
  • демонтировать генератор, снять шкив;
  • снять крышку диодного модуля, щеточный блок, регулятор напряжения;
  • «располовинить» крышки корпуса;
  • стянуть съемником подшипник;
  • отпаять провода от коллектора и снять его;
  • установить новые контактные кольца;
  • сборка ‒ в обратной последовательности.

При отсутствии минимальных навыков в ремонте автомобиля, рекомендуем замену токосъемных колец поручить специалистам.

Подшипники

Обеспечивают плавность вращения генератора. Неисправность подшипников грозит поломкой «динамо машины» и аварийной остановкой автомобиля. Определить поломку можно по постороннему шуму и нагреванию генератора.

Автовладельцы, имеющие опыт обслуживания и необходимый инструмент, могут устранить неисправность своими руками.

Обрыв обмоток статора

Поломка приводит к потере генератором возможности выработки тока и является критической неисправностью. Проверить в домашних условиях наличие неисправности можно мультиметром:

  • установить указатель в положение 200 Ом;
  • поочередно прижимать щупы прибора к выводам статора;
  • норма ‒ 5-10 Вт;
  • обрыв ‒ показывает «1».

Второй метод проверки ‒ при помощи лампочки на 12V: минусовую клемму АКБ соединить с одним из выводов статора, плюсовую (через лампу) ‒ к другому. Отсутствие свечения ‒ обрыв.

Обрыв обмоток якоря

Обрыв можно проверить мультиметром и контрольной лампой. Мультиметром: установить указатель на 200Вт, прижать щупы к кольцам коллектора. Результат до 10 Вт ‒ обрыва нет, «1» ‒ обрыв есть.

Лампочкой 12V: провод от минусовой клеммы батареи ‒ на одно кольцо, от плюсовой (через лампу) ‒ на второе. Горит ‒ неисправности нет, не горит ‒ обрыв.

Замыкание обмоток статора

Характерным признаком является «воющие» шумы при работе генератора.

В домашних условиях проверить на витковое замыкание обмотки можно так:

Мультиметром: в режиме 200 Вт проверяем сопротивление обмоток. Показания до 2 Вт указывают на возможность межвиткового замыкания.

Эту работу лучше доверить специалистам.

Замыкание обмоток якоря

Проверяется по аналогичному алгоритму при помощи мультиметра: показатель менее 1,9 Вт указывает на вероятность замыкания между витками.

Замыкание обмоток на корпус

Проверить:

Мультиметром: в режиме сопротивления 200 Вт прижать один щуп к корпусу, второй ‒ к каждому выводу поочередно. Если неисправности нет ‒ на дисплее «1», другое значение ‒ замыкание есть.

Лампочкой 12V: от «минуса» аккумулятора ‒ провод на корпус, от «плюса» (через лампу) ‒ поочередно к выводам обмоток. Лампочка загорелась ‒ замыкание.

Аналогично проверяется якорь.

Обгонная муфта

Признаки неисправности: звуки потрескивания при пуске и остановке ДВС, громкий свист на максимальных оборотах, рывки при медленной езде.

Проверка на машине:

  • остановить авто;
  • поднять обороты до 3000 и выключить зажигание;
  • слышен треск ‒ заклинена;
  • свист ‒ износ подшипников;
  • слабое гудение и медленная остановка генератора ‒ норма.

Проверка снятой муфты: внешняя часть детали должна легко крутиться только в одну сторону.

Неисправная муфта должна быть заменена с помощью специального инструмента.

Диодный мост

Признаки неисправности: быстрый разряд батареи, нагревание генератора, перебои в работе электрооборудования, генератор выдает ток напряжением < 13,5V, плюсовой контакт «прозванивается» с обмотками. При таких симптомах необходимо обратиться в СТО.

Проскальзывание ремня

Неисправность снижает производительность генератора. Основным признаком является свист, усиливающийся при увеличении оборотов ДВС.

Причины проскальзывания: слабое/сильное натяжение, попадание рабочих жидкостей на ремень, некачественное изделие, заклинивание/пробуксовка подшипника одного из шкивов.

Дефект требует немедленного устранения. Необходимо незамедлительно выявить источник неисправности и произвести обслуживание/замену.

Ремонт генератора: рекомендации автолюбителей

ремонт генератора своими руками

Автовладельцы со стажем рекомендуют:

  • Иметь в автомобиле мультиметр, комплект предохранителей.
  • Приобрести мультиметр, держать в машине.
  • Не заменять запчасти генератора дешевыми аналогами.
  • Не пытаться ремонтировать/ расхаживать обгонную муфту и подшипники ‒ заменять новыми.
  • Следить за состоянием клемм генератора и батареи.
  • При выполнении работ с маслами и жидкостями накрывать генератор и приводные ремни.
  • Регулярно обрабатывать «альтернатор» пылесосом.
  • Разборку генератора сопровождать фотографированием на камеру телефона.
  • При очистке обмоток не применять агрессивные жидкости и металлические предметы: может быть нарушена изоляция.

Следование нашим советам, рекомендациям опытных автолюбителей позволит Вам уверенно чувствовать себя при обнаружении поломок генератора и вовремя устранить неисправности. Любые детали для замены и ремонта вы найдете на нашем сайте.